ПОКАЯНИЕ или ИСПОВЕДЬ

Таинство Покаяния

Покаяние является необходимым условием для спасения человека. Оно с радостью принимается Господом и угодно Ему: «так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк.15:7). И плодом покаяния является примирение с Богом и людьми, а также духовная радость, которую «никто не отнимет у вас» (Ин.16:21). Поводом для исповеди не могут быть корыстные цели (т.е. что либо «взамен исповеди» получить от Бога: сдать экзамен, купить вещь, выйти замуж ии т.п.),а лишь осознание своего падения, ошибок в жизни и в отношениях с Богом и людьми, желание примирится с Богом.

Покаяние является одним из семи Таинств Православной Церкви, так как через видимые священные действия человеку невидимо, таинственным образом сообщается Божественная благодать (спасительная сила Божия). Такой видимой стороной Таинства Покаяния является исповедь, которая заключается в исповедании грехов Богу в присутствии священника и в разрешении грехов, совершаемом Богом через священника.

Подготовка к исповеди

Желающий принести покаяние перед Богом должен подготовиться к исповеди. Для этого следует заранее вспомнить и осознать все свои грехи. При этом необходимо помнить, что Господь ждет от нас не просто перечисления грехов, не детальные рассказы, а покаянное чувство, сокрушение сердца, жажду очиститься от грехов.

В ходе подготовки к исповеди особое внимание необходимо обратить на смертные грехи, т.е. те грехи, которые ведут к смерти души: это гордыня, блуд, зависть, чревоугодие, уныние, гнев, сребролюбие (алчность). Они неизбежно влекут за собой и другие тяжкие грехи.

В подготовке к исповеди может помочь литература, посвященная Таинству Исповеди, например, «Опыт построении исповеди» архим. Иоанна Крестьянкина, «В помощь кающимся» свт. Игнатия Брянчанинова и другая. Для того, чтобы не растеряться и ничего не забыть, грехи можно записать на листок и зачитать на исповеди.

Чтобы исповедаться, необходимо узнать, когда в храме происходит исповедь. Во время Литургии исповедаются дети, болящие, престарелые, многодетные и те, кто по уважительной причине не смогли быть на вечерней службе. Перед священником на аналое лежат Евангелие и крест, которые во время исповеди знаменуют присутствие Самого Спасителя.

Перед исповедью священник читает общую для всех молитву, которую, по возможности, должен выслушать каждый исповедник. В этой молитве есть такие слова: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое… аз же точию свидетель есмь», что в русском переводе означает: «Здесь невидимо присутствует Христос, принимающий исповедь твою. Я же, иерей, только свидетель пред Ним». Эти слова каждый раз напоминают нам о том, что, стоя перед крестом и Евангелием, человек исповедуется во всех своих грехах Богу, не священнику. Потому скрывать или смущаться не стоит, так как Господь был свидетелем греха, Он знает глубины нашего сердца и ума и следовательно скрывать или умалчивать от Него — ошибка.

Священник, выслушав исповедь, как свидетель пред Богом, задает (при необходимости) вопросы и говорит наставление, молится о прощении грехов кающегося и, когда видит искреннее раскаяние, возлагает на голову кающегося епитрахиль (часть облачения священника) и читает «разрешительную» молитву.

После этого исповеднику следует поцеловать крест в знак того, что Крестом Господь победил грех и смерть; затем поцеловать Евангелие, тем самым, обещая жить по заповедям Евангельским, и взять у священника благословение. Для этого необходимо сложить руки ладонями вверх (правую на левую) и склонить голову. 

Посетило (8)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *