История

Воскресенский кладбищенский храм построен в 1817 году по проекту Семёна Емельяновича Дудина на средства сарапульских купцов Григория и Федора Ижболдиных по инициативе Сарапульского городничего Андрея Васильевича Дурова.
В том же году у храма было основано Воскресенское кладбище служившее сарапульцам до 1937 года.
В течение ста лет, до 1917 года храм находился по попечением купеческой династии Ижболдиных.  В  1909-1910 годах попечением Ольги Ивановны, в девичестве Шишкиной,  – вдовы Дмитрия Григорьевича,  пристроен северный придел, в котором освящён престол Святой равноапостольной Княгини российской Ольги.
Перед Великой Отечественной войной храм ненадолго захватили обновленцы, потом его закрыли, и он стоял несколько лет с заколоченными окнами.
Во время войны его открыл священник Феодор Соловьев. При­хожане активно включились в патриотическую работу по сбору средств для Красной Армии, особенно усилившуюся после разгрома немцев под Москвой и открытого праз­днования Пасхи 4 апреля 1942 года. Это время стало временем мощного подъема русс­кого духа. Вот как обращался к прихожанам настоятель иеромонах Варлаам Смирнов: «Люди, которые любят свою дорогую Советскую страну, горячо откликнулись и слуша­ли своего главу — Патриарха, который до самой последней минуты своей жизни строго призывал и наказывал помогать нашей Родине в такое тяжелое время». Воскресенская церковь с октября 1942 года по январь 1944 года сдала в Фонд обороны 23550 рублей, се­мьям фронтовиков было передано 15000 рублей. Большую помощь прихожане и клир оказали больнице и госпиталям, сиротам, особенно детям погибших воинов.
В советское время судьба Воскресенской церкви оказалась благополучной — среди двадцати других городских она единственная, пережившая все эти годы. До 25 декабря 1963 г. богослужения совершались еще в Георгиевской церкви, которую во время «хрущевских гонений» переделали под жильё.
В храме находятся ковчежцы с величайшими христианскими святынями, поступившие из разрушенной Крестовоздвиженской церкви при Архиерейском доме:
— Частица Животворящего Креста Господня;
— Частица камня от Гроба Господня;
— Частица мощей целителя Пантелеймона№
— Частица мощей Святого великомученика и Победоносца Георгия№
— Частица мощей Святого мученика Трифона;
— Частица мощей Святого мученика Акакия;
— Частица мощей Святого мученика младенца Кирика;
— Частица мощей святого мученика Игнатия;
— Частица мощей святого Харалампия.
После войны местные власти пытались упразднить приход, но усилиями настоятеля протоиерея Иоанна Колчина, Татьяны Петровны Царегородцевой и других прихожан его удалось отстоять.
С 1949 года назначен третьим священником, а с 1965 года до 1968 года настоятель Воскресенской церкви — Педашенко Николай Степанович.
С 1958 года служил в Воскресенской церкви, а в 1978 году стал её настоятелем Остроумов Вячеслав Григорьевич, Почетный гражданин города Сарапула.
В Воскресенской церкви с окончанием периода богоборчества в начале 90-х годов XX века восстановилось религиозное образование для мирян — появилась одна из первых в России Воскресная школа  устроенная при содействии Председателя исполкома Сарапульского городского Совета Роберта Эдмундовича Берга и его заместителя Виктора Аркадьевича Шадрина.
Сарапульцы считают Воскресенскую церковь охранительницей города, поскольку сбылось пророчество Иоанна Кронштадтского: «Сарапул будет стоять пока над ним есть хотя бы один крест» сбылось в 60-е годы XX века, когда по одному из проектов строительства каскада гидроэлектростанций на Каме город попадал в зону затопления образовавшегося из-за плотины водохранилища, а в Сарапуле действовала единственная Воскресенская церковь.